ИТ - стратегия

         

Особенности процесса реализации архитектуры электронного правительства


Трудно переоценить масштаб усилий, которые необходимо предпринять для практической реализации целостной архитектуры электронного правительства, основанной на анализе стратегий, тенденций в области государственного управления и информационных технологий, философии централизации общих компонент и децентрализованной реализации систем на основе общих стандартов и архитектуры.

Определенную помощь оказывает разбиение этого сложного процесса на три отдельных, но взаимосвязанных этапа [9.15]. Эта условная схема представлена на рис. 7.2.


Рис. 7.2.  Этапы реализации Архитектуры электронного правительства

Заметим, что хотя этапы логически представлены в последовательной манере, на практике каждый из них начинается и реализуется еще до окончания предыдущего. Эти три этапа условно можно назвать так:

  • фаза построения основ;
  • фаза создания общих правительственных информационных систем (в английском языке используется термин "корпоративная фаза" – Enterprise phase);
  • фаза реализации специфических для ведомств и агентств проектов и систем.

Фаза построения основ состоит в создании общей для большинства ведомств инфраструктуры электронного правительства, на которой, собственно говоря, и базируются соответствующие прикладные системы. Практика показывает, что на этом этапе еще отсутствует целостное представление об Архитектуре электронного правительства. Отдельные ведомства сосредоточены на реализации того, что называется Технологическая архитектура.

Фаза построения основ включает создание следующих элементов:

  • вычислительная инфраструктура: центры обработки данных, серверы, сети, настольные системы и т.д.;
  • коммуникационная инфраструктура для передачи данных, голоса, видео, ТВ;
  • основные сервисы, обеспечивающие продуктивность работы персонала: текстовые редакторы, электронная почта, телефонная связь, удаленный доступ и т.д.;
  • политики, процедуры и стандарты (как внутренние для ведомств, так и общие для правительства соответствующего уровня в целом), которые описывают то, как обеспечиваются, поддерживаются, применяются, защищаются, оцениваются системы и сервисы. Например, это такие аспекты, как соглашения об уровне обслуживания, управление отношениями с клиентами (гражданами), процессы закупок, управление ИТ-активами, структуры управления и контроля и т.д.;
  • реорганизация департаментов ИТ, реинжиниринг процессов работы ИТ-департаментов, обеспечение их персоналом, обучение, удержание и поиск новых кандидатов, стратегия в области сорсинга (использование внутренних ресурсов или аутсорсинг), стратегии в области покупки консультационных услуг и т.д.


Предсказуемая, надежная инфраструктура, созданная на этой фазе, может существенно уменьшить риски и время от момента подписания контракта до работающей системы за счет того, что налажены общие процессы управления и контроля (governance) и в наличии имеется необходимая вычислительная и сетевая инфраструктура.

На фазе создания общих правительственных информационных систем (корпоративная фаза) разрабатываются информационные системы и сервисы, которые перекрывают организационные границы, т.е. используются многими ведомствами, имеют большую базу пользователей, являются критически важными с точки зрения реализации основных функций правительства соответствующего уровня. Именно на этой фазе предпринимаются основные усилия по инициализации проекта разработки Архитектуры электронного правительства в целом.

Примерами систем, которые создаются на этой фазе, являются:

  • финансово-бюджетные системы;
  • геоинформационные системы;
  • центральные регистры и кадастры (населения, собственность, земля).


К этой же фазе относится проблема создания того, что мы назвали общими сервисами в Архитектуре электронного правительства: порталы, системы управления контентом, среда межведомственной интеграции, сервер электронных форм, сервис электронных платежей и т.д.

На фазе реализации специфических для ведомств и агентств проектов и систем создаются системы, обеспечивающие реализацию функций отдельных ведомств и агентств. Это системы, реализующие совершенно конкретные для ведомств функции. Именно на этом этапе проводится основная работа по разработке архитектуры отдельного ведомства (в нашем понимании "Архитектуры предприятия"), которая должна строиться с учетом общих архитектурных решений, принятых на уровне правительства в целом. То есть, решения и проекты, реализованные на предыдущих двух этапах, являются основой и оказывают существенное влияние на характер работ, выполняемый ведомствами на этой фазе.


Содержание раздела