Управление ИТ-проектом

   Смотри здесь печень куриная калорийность. |       

Дело 4. Управлять ожиданиями заказчика


Управление ожиданиями – процесс, который длится весь проект, однако основной главный его эффект проявляется в фазе закрытия (которой будет посвящена следующая глава).

Конечным результатом деятельности команды проекта (под вашим руководством) должна быть успешная сдача продукта.

Идеальная картина может выглядеть следующим образом – заказчик подтверждает, что продукт удовлетворяет всем заявленным требованиям; дружественно настроенные пользователи признают продукт годным к эксплуатации и у вас на глазах начинают работу с ним.

Реальность, обычно, оказывается принципиально иной. Во время «приемки работ» к продукту предъявляется внушительный список претензий (устранение которых требует много времени и ресурсов), сама сдача растягивается на месяцы или годы. Некоторые пользователи настроены враждебно, они официально или скрыто саботируют внедрение продукта. Доработанный совместными усилиями продукт остается невнедренным, в организации о нем со временем забывают, а ваша компания, с трудом закрыв проект, окончательно теряет в лице заказчика будущего клиента.

Причин, почему реальная картина, как правило, так редко похожа на «идеальную» – множество. Но одна из наиболее вероятных – неправильная работа с требованиями.

Представляйте процесс «сдачи продукта» с самого первого дня. Используйте тот же прием, что и в управлении рисками – спрашивайте себя «что будет, КОГДА придется сдавать проект».

Если вы использовали рекомендации данной книги и до запуска проекта сформировали качественный устав, а после – хорошую концепцию, то ваши обязательства перед спонсором (а косвенно – и перед заказчиком и пользователями) оказались достаточно четко зафиксированы.

Однако ожидания клиента имеют склонность меняться в ходе проекта. Люди забывают, о чем вы с ними договорились. Они продолжают размышлять на тему проекта – и у них рождаются новые идеи. Пользователи продукта – вообще отдельная категория. Вы работаете ради них, без их поддержки продукт не станет полезным (а проект – успешным).

Работайте с заинтересованными лицами весь проект. Выявляйте их ожидания и требования. Обрабатывайте и давайте обратную связь (см. дело 3 в настоящей главе). Требования пользователей могут противоречить друг другу, уставу, требованиям заказчика – учитывайте это. Собирайте заинтересованных лиц вместе – стремитесь найти компромиссный подход.

Работая с ожиданиями в ходе проекта, вы готовите себе почву для его сдачи. Явившись же на приемку с контрактом к пользователям, с которыми ранее не смогли даже познакомиться – роете себе яму.



Содержание раздела